|
Это персональные страницы радиолюбителя
Иванов Валентин, С-Петербург, Россия
RX1AG ex UV1AG, UA1AHQ, UV1AG/UD
also RD6DHU, UD6DHU
|
История КВ. Рассказы радистов на КВ о своем пути в радио.
В.И.Немцов - писатель, инженер, радиолюбитель
|
от   RX1AG     Иванов   Валентин  
Владимир Иванович Немцов /1907-1993/, русский инженер-конструктор радиостанций, позже писатель.
Человек замечательной, интересной жизненной линии.
Годы его жизни пришлись на 20-век, который сверх меры, был насыщен историческими события. Войны, техническая
революция-все это видел, ощутил В.Немцов. В своих заметках популяризовал радио, писал фантастику. Его книги
были очень востребованы в 50-60 е года.
Вашему вниманию предлагается увлекательный рассказ В. Немцова о начале эпохи радио, о домашнем радиокноструировании. Романтика того
времени завораживает, руки начинают "чесаться", в голову лезут мысли " возьму и сотворю что-нибудь такое"...
В Интернете есть сборники В.И.Немцова, написаны простым, понятным словом. Советую прочитать
|
Записки радиоконструктора     автор В.И.Немцов. из сборника "Огненный шар" /в сокращении/
""""... Впервые я услышал о радио. Знакомые, приехавшие из Москвы, рассказывают о нем удивительные вещи.
Через несколько дней в cоседней аптеке срезали трубку у телефона-автомата. Заведующий ругается, говорит-—это радиолюбители трубки режут.
В окне -- кусок синего неба, верхушки тополя и белая, выцветшая от
времени высокая мачта.
Антенна первых лет радиолюбительства. Была она высока, выше всех
окрестных деревьев, и длинный её провод терялся в глубине соседнего
квартала. Да, давно это было. И когда смотришь в окно, ощупывая взглядом
крыши домов, вспоминаешь лес антенн на этих крышах.
Сейчас торчат одинокие, заброшенные палки совсем без проводов или с
маленькой метёлкой. Современные приёмники не нуждаются в высоких и длинных
антеннах.
А вон там, на серебряной крыше, -- антенны телевизоров. Какой огромный
путь прошла советская радиотехника! Уже работают видеотелефоны на линиях
междугородной связи.
Какими смешными кажутся нам сейчас первые любительские приёмники с
огромными катушками, с самодельными детекторами, с тяжёлыми телефонными
трубами!
Сколько горя испытывали радиолюбители от своенравных капризов
детектора, где на блестящем кристалле тонкой спиральной пружинкой нужно
было часами искать особенно чувствительную точку! Я помню, что стоило
только пройти по комнате -- и с таким трудом найденная точка терялась от
сотрясения. Начинай искать сначала!
Вначале вообще никто не верил, что можно услышать голос издалека. Не
верили потому, что, как правило, ничего не было слышно. Прижимая трубку к
уху, мы могли различить какое-то тонкое гудение, а по утверждению
энтузиаста-любителя -- "слабые звуки рояля". Приёмник я сделал с огромной
катушкой, намотанной из толстого звонкового провода. Она была закреплена на
доске, где по канцелярским кнопкам с треском ходил пружинящий ползунок.
Конденсатор -- из компрессной бумаги и блестящей обёртки от конфет. С
большим трудом, как редкую драгоценность, достал я в Москве кристалл для
детектора. Кристаллы тогда продавались только в одном магазине с громким
названием "Всё для радио". В этом "универмаге" радиолюбители находили для
постройки приёмников самое необходимое: кристаллы, компрессную бумагу,
станиоль (бумагу, в которую заворачивают конфеты) и провод. Всё остальное
первые радиолюбители должны были делать сами.
Вот уж где приходилось изобретать! Какие только не придумывались
переключатели, катушки, детекторы! Если бы собрать в толстую книгу все
описания этих довольно забавных конструкций (они несколько позже появились
в радиожурналах), то по ним можно было бы судить о творческой настойчивости
советского радиолюбителя. Школа радиолюбительства, которую проходили
десятки тысяч юношей и девушек, воспитывали в них склонность к
исследованиям, к конструированию, к изобретательству. Собирая даже самые
простейшие приёмники, они приобретали необходимые трудовые навыки. Кто, как
не радиолюбитель, в совершенстве изучал технологию разнообразных
материалов? С самых ранних лет он знал, как обрабатывать дерево, алюминий,
эбонит. Знал так называемые крепёжные детали, разные марки проводов,
аккумуляторов, батарей. Знал он и прикладную химию: лаки, рецепты для
пропитки панелей, катушек трансформаторов. Он изучил составы электролитов,
флюсы для припоя, антикоррозийные покрытия, чтобы не ржавели и не
окислялись детали в приёмниках. Он умел практически применить свои знания в
области математики и физики. Он знал электротехнику и даже химию, правда
несколько односторонне, так как ему нужно было научиться делать кристаллы
детектора.
В школьных химических кабинетах организовывалось массовое производство
этих радиокристаллов из свинцовых опилок и серного цвета в порошке. Немало
лопалось пробирок, а вместе с ними и счастливых надежд на хорошие кристаллы
со множеством точек небывалой чувствительности.
Пожалуй, ни одна область техники не захватывала столь широкие слои
населения, как это было с радио.
Никогда не забуду того дня, той минуты, когда впервые в телефонной
трубке, которую я присоединил к своему только что законченному приёмнику,
вдруг послышались звуки рояля. Возможно, я слышал не рояль, а гитару или
другой какой-нибудь инструмент. Но это было радио!
В те дни не хотелось отрываться от телефонной трубки. Слушали всё:
рояль, скрипку, метеорологический бюллетень.
Потом этого оказалось мало. Надо было постепенно совершенствовать свой
приёмник.
Уже захотелось слушать не одному, а вместе с другими. К телефонной
трубке приделывался картонный рупор, и получался громкоговоритель для
"небольшой аудитории" в два-три человека.
Вскоре началось увлечение радиолюбителей миниатюрными приёмниками. Об
этой конструкторской лихорадке я и хочу рассказать. Дело началось с
приёмника в портсигаре, а кончилось уже совсем странным приёмником -- в
кольце.
Может быть, этот путь и надо было пройти -- он многое дал для развития
изобретательской смекалки, хотя принципиально нового радиолюбители ничего
не выдумывали.
Например, они делали приёмник в портсигаре. Из тончайшей проволоки
наматывались катушки, вытачивались, на удивление часовым мастерам,
крохотные контакты для переключателя, конструировались детекторы, которые
надо было настраивать с помощью пинцета, пользуясь при этом лупой.
Получался довольно скверный приёмник. Этот портсигар мог отучить его
хозяина сразу от двух привычек: курить и слушать радио. Слышно было еле-еле
и, главное, все станции вместе.
А приёмник в спичечной коробке? Тогда этот аппарат был особенно
распространён среди начинающих любителей. Рассчитывался такой приёмник на
приём какой-нибудь одной радиостанции, впрочем какой -- неизвестно. В те
отроческие годы радиотехники, многие любители ещё не умели точно намотать
катушку на нужную длину волны.
Фантазия конструкторов была неисчерпаема. Например, много дней подряд
мне пришлось заниматься конструированием приёмника, который мог бы
помещаться в конверте. Этот приёмник представлял собой почтовую открытку,
сделанную из плотного картона. На открытке намотана так называемая
корзинчатая катушка. Контакты переключателя, антенны и заземления были
запрессованы в картоне.
Как я ни бился, конструкция детектора мне никак не удавалась.
Спроектировать детектор толщиной в полмиллиметра было почти невозможно.
Какой же величины кристаллик нужно вделать в тонкий картон, чтобы он там
прочно держался! Наконец, что будет с кристаллом, если почтовый работник
пришлёпнет его тяжеловесным штемпелем? Нет, не получился приёмник в
конверте.
Приёмник в скорлупе грецкого ореха был оригинально задуман и даже
сделан. Помнится, что орех раскалывался на две половинки, потом надо было
аккуратно изготовить изоляционную панель, где укреплялись контакты для
антенны, заземления и телефона.
Конструировался и самый маленький приёмник -- в перстне, где вместо
рубина или какого-нибудь хризолита вставлялся совсем не драгоценный
камень -- кристалл свинцового блеска. Собственно говоря, это был не
приёмник, а просто детектор, который присоединялся к антенне, заземлению и
телефонным трубкам.
Можно вспомнить и ещё один занятный приёмник, собранный прямо в
телефонной трубке. Внутри неё места достаточно не только для детектора, но
даже и для маленькой катушки. А затем любители начали наперебой
оригинальничать: выдумывали приёмники в куклах-матрёшках, в игрушечном
самоваре, в трости, в пудренице, в пуговице. Приёмники-игрушки,
приёмники-безделушки...
Впрочем, и они приносили пользу -- радиолюбители учились, как в
заданном объёме размещать детали, как сделать их минимальных размеров и,
наконец, как можно разнообразить конструктивное оформление одной и той же
схемы.
Это была своеобразная школа конструкторской мысли.
У каждого любителя на дому было своё "конструкторское бюро", своя
"лаборатория" и свой "опытный цех". Можно было сегодня сделать чертежи, на
другой день провести лабораторные испытания различных катушек, правда без
всяких приборов, а просто на слух, отматывая или доматывая катушку. Затем,
пользуясь подручным материалом, можно было изготовить образец и, наконец,
провести подробные практические испытания своего приёмника.
Не мудрено, что конструирование таких маленьких приёмников было
особенно распространено и привлекало внимание многих начинающих
радиолюбителей. Даже в газете "Известия" было опубликовано описание
миниатюрного детекторного приёмника размером с бочоночек от лото.
Это увлечение перешло и в другие области техники. Юные моделисты начали
строить крошечные моторчики, величиной с копейку. Когда такой моторчик
вертелся, то казался похожим на жужжащую муху.
Первый этап был пройден. Миниатюрные приёмники в спичечных коробках
отжили своё время, но мысль о настоящем, практически пригодном для слушания
приёмнике каждый раз подстёгивала фантазию конструктора. А для этого нужно
было многое: изучать основы радиотехники, упорно экспериментировать,
заниматься конструированием деталей и макетов.
Вскоре детекторные приёмники перестали увлекать городского любителя.
Старая техника. Слух притупился от рёва громкоговорителей. Кто захочет,
затаив дыхание, прислушиваться к лепету телефонной мембраны и часами искать
особенно чувствительную точку детектора?
И всё же у меня теплилась мечта о маленьком приёмнике. Пусть даже не
карманном, а таком, который бы можно было переносить. Сейчас это звучит
наивно, когда в магазинах продаются крохотные приёмнички в несколько раз
меньше спичечной коробки. Ну, чуть ли не с пуговицу.
Мне такие даже во сне не снились. А время шло. Мои коллеги по
радиолюбительским делам занялись короткими волнами, стали строить
передатчики, но я не изменил своей мечте и продолжал искать пути к созданию
портативного приёмника. Об этом я расскажу несколько позже.
Кажется, я всё-таки начал заниматься настоящим делом. Потеснил поэзию и
рядом на полке со стихами появились мои незаконченные конструкции
приёмников. Их я сделал несколько штук, но никак не хотелось примириться с
мыслью, что ты вместе с коробкой приёмника привязан к одному месту -- к
антенне и заземлению. Как бы ни был мал приёмник, слушать можно только в
комнате. Его не оторвёшь от приводов, не вытащишь на улицу.
Нет, надо слушать без антенны! Не хочется быть привязанным к трубе
парового отопления или к куску провода, торчащему из земли. Если радиоволны
есть всюду -- значит, их можно принимать везде: в комнате, в лесу, на
лодке, на улице. И конечно, надо слушать в движении, на ходу, чтобы
почувствовать действительные возможности радио.
Радиолюбители знали, что, как правило, без заземления детекторный
приёмник работать может, а без антенны -- нет. Хоть плохонькая, но антенна
всё-таки нужна. В то время мы особенно увлекались придумыванием разных
антенн. Водосточная труба, кровать, самовар -- всё подключалось к
приёмнику.
Однако эти антенны были так же неподвижны, как и другие. Не всё ли
равно, к чему быть привязанным -- к антенной мачте или водосточной трубе?
Началась страдная пора исканий. Как-то в пылу увлечения опытами я обмотался
проводом и, видимо, напоминал в это время "двигающийся соленоид". Приёмник
молчал.
Конструировались новые, рамочные антенны, с большой площадью, чтобы
лучше уловить энергию радиостанции. Бамбуковые рамки получались
громоздкими. Тогда я сделал мягкую рамку. На куске материи гибкими
проводами вышивалась рамка из многих витков. Она напоминала небольшой ковёр
с ярко-зелёной вышивкой. Рамка надевалась под одежду. Присоединялся
приёмник в "спичечной коробке", и начинались мучительные поиски хоть еле
заметной передачи. Приёмник молчал.
Значит, нельзя оторваться от проклятого провода. Неужели никогда не
разорвать этих цепей? Вот тебе и "вольный сын эфира"! Вновь пришлось
заняться теорией. Вскоре стало ясным, что с детекторным приёмником и
рамочной антенной хороших результатов получить нельзя. Нужна лампа. В те
времена, о которых я рассказываю, радиолампы были редкостью. Они
изготовлялись только в нижегородской лаборатории. Любители доставали лампы
с большим трудом.
Сейчас радиолюбители делают приёмники на полупроводниковых триодах, и
этим никого не удивишь. Но тогда обладатель радиолампы считался среди
любителей самым большим счастливчиком.
Как известно, радиолампы требуют электрической энергии. Нужно низкое
напряжение для накаливания нити лампы -- катода и высокое напряжение для
другого электрода -- анода.
И вот на моём радиолюбительском столе появились батареи элементов,
сделанные в чайных стаканах. Чтобы накалить нить радиолампы, было
достаточно трёх стаканов с углём, цинком и раствором нашатыря, а для того
чтобы дать анодное напряжение, требовалось уже не три стакана, а
шестьдесят.
Однажды во время эксперимента напряжение анодной батареи случайно
попало на нить лампы. Голубая вспышка осветила комнату -- лампа перегорела.
Горю моему не было предела, а потому новую лампу я поставил в аппарат лишь
только после того, как были разработаны специальные защитные меры. Я сделал
это столь надёжно, как будто бы дело касалось жизни не только лампы, а и
самого экспериментатора.
Проверялись разные схемы и конструкции. Приёмники работали громко. На
столе появился настоящий громкоговоритель. Всё это было очень интересно, но
мечта о карманном приёмнике оставалась только мечтой. Для лампового
приёмника требовались солидные батареи. Их в карман не поместишь. Даже
сухая, а не наливная батарея в восемьдесят вольт по весу тяжелее кирпича.
Однако через некоторое время наша промышленность начала выпускать
новые, экономичные лампы, называемые двухсетчатыми, в отличие от ламп с
одной сеткой. Они не требовали больших анодных батарей. Можно питать
приёмник не от восьмидесяти вольт, а всего от восьми. Вот это находка!
Опыты продолжались. Поставлена ясная задача: аппарат должен быть лёгок и
прост, питание -- экономичным, и конечно, принимать надо на маленькую
рамку, не выдумывая никаких смешных "движущихся соленоидов". Схемы
проверяются одна за другой; выбираются и тщательно изучаются разные
варианты. Приёмник пока ещё очень неустойчив, капризен и требует сложной
регулировки. Снова и снова переделывается аппарат. Наконец счастливая
случайность -- и в схеме находится нужное соединение. Приёмник устойчив.
При одной лампе на маленькую рамку он хорошо принимает Москву, причём за
несколько сотен километров от неё.
Вот ведь как повезло! Случайность -- и вдруг найдена нужная схема.
Конечно, это не так. Можно ли назвать схему случайной, если в продолжение
многих месяцев упорно ищешь эту "случайность"? Она была как бы подготовлена
всем опытом предыдущей работы. Рано или поздно пришло бы решение.
На случайно сохранившейся у меня фотографии я вижу свою "передвижку".
Так называли тогда переносный приёмник. Маленький чемоданчик, на внутренней
стенке крышки -- рамка. Одна лампа. Две карманные батарейки и телефонные
трубки. Всё просто, но к этому простому пришлось идти от сложного.
Раньше торчали две рамки. Они раскрывались, как крылья. Слушать можно
было только при открытом чемодане. К тому же очень неудобно ходить с
распластанными в разные стороны трепещущими рамками. Удалось освободиться
от второй рамки. Приёмник стал работать уже с закрытой крышкой. Раньше было
шесть батареек, а осталось только две, но громкость не изменилась. Вместо
пяти ручек настройки стало три. Так и должно быть. От сложного я шёл к
простому, а простой приёмник сделать труднее.
Тысячи инженеров и изобретателей в лабораториях и на заводах работают
над упрощением, а отсюда -- удешевлением аппаратов и машин. Чем проще
аппарат, тем его легче изготавливать на заводе: меньше идёт материалов,
меньше требуется рабочих рук, больше выпускается нужной продукции. Однако
для меня это не имело значения. Я не предполагал, что передвижка "ВН-1",
как тогда её назвал, будет выпускаться промышленностью. Занимался только
экспериментами, с радостью, что наконец-то удалось освободиться от
проводов, от мачты, от труб отопления.
Правда, пока ещё не получился приёмник в "спичечной коробке", но не это
главное -- приёмник в чемодане работает в движении, на ходу, его можно
всегда брать с собой. Я бродил с приёмником по улицам города, слушал в
автобусе, поезде, на лодке, на велосипеде.
Другие любители писали, что слышали они на "передвижке в чемодане"
очень многие радиостанции. Пришло письмо из далёкой Арктики -- там тоже
было слышно, но любитель принимал уже на нормальную антенну; видимо, его
мало интересовали прогулки в пургу и метель арктической зимы с примёрзшими
к ушам телефонами. Но я принимал концерты только на ходу. Смущая покой
любопытных пассажиров автобуса, раскрывал чемоданчик, вытаскивал оттуда
радионаушники, надевал их и слушал.
Появились на улицах города молчаливые и глубоко сосредоточенные
экспериментаторы с телефонами под кепками и фуражками. Они держали
чемоданчики в руках и слушали. Первое время любители несколько стеснялись,
прятались со своими аппаратами в глухих переулках, а потом стали выходить и
на центральные улицы.
Телефонные трубки уже надоели. Надо было делать радиопередвижку с
громкоговорителем. Чемоданчик вырос в два раза, число ламп и батарей
увеличилось. И вот однажды в вагоне пригородного поезда, в шесть часов
вечера, мой чемодан рявкнул: "Точка. Новое".
Это были слова из передававшейся в этот момент информации ТАСС.
Пассажиры были немало удивлены говорящим чемоданом. Старушка пересела на
другую скамейку, а двое любознательных ребят стали искать под лавками
антенну и заземление. Никаких проводов, идущих к чемодану, не оказалось.
"Точка" из информации ТАСС как бы подводила итоги всей предыдущей
работы с передвижными приёмниками.
7
От газетной заметки до книжки о самоделках. Мои учителя. О
творческих путях, которые "неисповедимы", или о том, как
студент физмата стал писателем, а студент-литератор стал
инженером. И что такое "действенный коллектив".
Я рассказываю о том времени, когда еле шепчущий голосок радио заставил
замолкнуть рождающиеся в мозгу стихотворные строки. Вполне понятно, что при
моём общительном характере слабый интимный шепоток, который слышался в
телефонном наушнике, никак не мог заменить общение с аудиторией в сотни
человек, а порою и гораздо больше, если мои стихи оказывались напечатанными
в какой-нибудь газете или журнале.
С техникой удавалось кое-что сделать. Все мои товарищи по общежитию не
удовлетворялись слушанием радио по очереди, передавая наушник по кругу,
чтобы каждый послушал хоть пять минут интересную передачу. Хотелось слушать
всем одновременно. Конструировались самые примитивные "тихоговорители" на
аудиторию в два-три человека. Так, например, на дне самой обыкновенной
миски укладывались спички, получалось что-то вроде детского спичечного
колодца. Подбиралась высота, чтобы положенная на него мембраной вниз
телефонная трубка давала наиболее громкое звучание. Звуки отражались
стенками миски, которая служила своеобразным рупором. Сейчас по этому
принципу сделаны мегафоны для усиления речи. Их вы можете увидеть у
регулировщиков уличного движения и даже у болельщиков на стадионах. Орут
сегодняшние мегафоны здорово, а тогда мы слушали лепечущий голосок радио,
втискиваясь ухом в миску. По комнате пройти нельзя, шаги заглушали робкое
звучание радио. Кстати говоря, даже это техническое несовершенство
воспитывало в нас чувство уважения к окружающим. Как бы оно потребовалось
сейчас, когда всюду и на улицах, и в тихих местах отдыха горланят,
надсаживаются громоподобные транзисторные приёмники и магнитофоны.
Влюбленный в радио, я мог его беспрестанно слушать, мог конструировать
простенькие детекторные приёмники, но по вполне понятным соображениям меня,
как начинающего поэта, не приглашали к микрофону, и актёры не читали моих
стихов.
Всё же хотелось сблизить свои литературные и технические параллели.
Пусть не поэзия, а проза начнёт появляться на страницах печатных изданий. Я
не помню своего первого стихотворения, появившегося на страницах
комсомольской газеты. Видимо, не считал это важным событием, в какой-то
мере определяющем дальнейший творческий путь. Но первое прозаическое
произведение, которое было напечатано в центральной прессе, я запомнил,
хотя ни к художественной прозе, ни к публицистике, даже к простой газетной
заметке это моё дерзание не имело никакого отношения.
Сейчас рассказываю об этом в шутку, так как заметка в несколько строк с
рисунком, напечатанная в газете "Новости радио", с указанием моей фамилии,
где для защиты приёмника от грозы я предлагал сделать так называемый
"искровой промежуток" из двух булавок и пробок, вставленных в стеклянную
трубочку, -- вряд ли может свидетельствовать о наличии у автора не только
литературных способностей, но даже и намёка на изобретательское мышление.
Потом в этой же газете были опубликованы конструкции детектора, какого-то
более менее оригинального приёмника, лампового усилителя и других
конструкций. Об этих поисках в неизведанной для меня области, когда только
зарождалось советское радио, расскажу несколько позже, но сейчас хотелось
подчеркнуть, как постепенно сближались в моём дальнейшем пути литература и
техника.
Особую роль в этом сближении сыграл журнал "Знание -- сила", куда в
качестве постоянного автора меня привлёк детский писатель и редактор
А.Н.Абрамов. Он научил меня следовать совету А.М.Горького, который
утверждал, что с ребёнком надо говорить "забавно". И если свои статьи в
газете "Новости радио", рассчитанные на взрослого читателя, я писал,
стараясь придерживаться научной терминологии, то для ребят нужен был
другой -- доходчивый, ёмкий, образный язык. Сам Абрамов им владел в
совершенстве, а потому его книжка "Десять моделей", которая вводит ребёнка
в незнакомый мир техники творца-создателя машины и делает этот мир его
мечтой и целью, до сих пор жива и воспитывает вот уже какое поколение
ребят. Открывается книга фантастическим рассказом о путешествии на
"геликомобиле", а потом с её страниц, точно ожившие, сходят модели,
послужившие основой пока ещё не существующего изобретения. Мне часто
приходилось бывать в редакции, а потому эти модели я видел в натуре:
простейший автомобильчик из фанеры, аэросани, планер, пароход. Их было
десять. Абрамов -- прекрасный педагог и выдумщик, тонко знающий ребячью
психологию, пробуждал в детях творческую мысль, здоровое чувство
соревнования, потому что модели, о которых он рассказывает, нарочито
упрощены, в них обнажена идея, самое существо вещи, всем своим видом
настойчиво требующей совершенствования. Она живёт, двигается. Но это
мало -- доработай её, подумай! Теперь ты сам конструктор!
Вспоминается одно из выступлений Абрамова в большой аудитории
Политехнического музея. До него выступали известные детские писатели, а
потом вышел Абрамов со своими моделями. Некоторые из них он строил прямо на
глазах у завороженных ребят. Описывали диковинные круги бумажные бумеранги,
летающие модели самолётов, по столу бегали грузовички с резиновым мотором в
одну петушиную силу. Это был праздник занимательной техники.
Александр Николаевич искал авторов для журнала "Знание -- сила" среди
молодых инженеров, работников детских технических станций. Он искал новые
формы занимательного рассказа о технике, придумывал неожиданные модели,
забавные и поучительные. Так, например, в редакции я впервые увидел
созданного Абрамовым робота. Небольшая жестяная фигурка, похожая на Дон
Кихота, приподнималась, протягивала руку, садилась, и всё это
осуществлялось с помощью самой примитивной техники. Но что меня особенно
изумляло, так эти умение Абрамова столь увлекательно рассказывать о любой
самоделке, что у ребят сразу же возникает неистребимое желание поскорее
приняться за дело: мастерить, слесарить, клеить и, наконец, увидеть
собственными глазами того же, приветствующего тебя робота или невесомую
модельку самолёта, кружащуюся по комнате. Абрамов конструировал и описывал
механические и электрические модели, но свой бесценный дар занимательной
популяризации передавал другим авторам, работающим в области авиамоделизма,
фотографии, радио.
Что касается радио, то здесь открывался широкий простор для
самодеятельного творчества. Техника новая, неизведанная и очень нужная.
Ведь ещё В.И.Ленин мечтал о "газете без бумаги и расстояний", делал всё
возможное, чтобы эту мечту осуществить, интересовался работами
Нижегородской радиолаборатории, строительством новых мощных радиостанций. И
не случайно пионерская организация имени В.И.Ленина на своём первом
Всесоюзном пионерском слёте приняла наказ городским пионерам сделать 75
тысяч приёмников для деревни.
Я продолжал учиться в университете, иногда посещал лекции, а вечерами
руководил радиокружками на детских технических станциях. Вот тогда-то и
вышла моя первая книжка. Называлась она "Юный радист" и по характеру
изложения больше всего приближалась к научно-популярной литературе. Вышла
она двумя изданиями в "карманной библиотечке" журнала "Знание -- сила".
Редакционная атмосфера пробуждала во мне попробовать силы в более
сложном литературном жанре. Так, на страницах журнала "Знание -- сила"
появился мой первый очерк о Нижегородской лаборатории -- "Где родилось
советское радио", а потом нечто вроде рассказиков на темы из жизни
радиолюбителей. Помню, какое-то путешествие на плоту, забавные аттракционы
для пионерской самодеятельности. Печатались они в журнале "Пионер", где
редактором был удивительный выдумщик, весёлый детский писатель Борис
Ивантер. Кое-что из этих забавных вещиц вошло в мою книжку "Весёлое радио".
Редактировал её А.Абрамов. Не могу не упомянуть и редактора журнала
"Знание -- сила" Николая Петровича Булатова, человека, также обладающего
неистощимой выдумкой и природным чувством юмора. Не раз встречал тогда в
этих редакциях (объединённых издательством "Молодая гвардия") и самобытного
писателя с завидным мастерством юмориста, -- Льва Абрамовича Кассиля.
Любопытно отметить, что тогда писатель Кассиль учился в университете на
физмате, а я на литературном отделении, что не помешало нам совместно
написать сценарий эстрадного представления для "действенного коллектива"
МГУ. Так называлась тогда самодеятельность, сейчас превратившаяся в
студенческий театр. Постановка была осуществлена режиссёром В.Жемчужным в
том здании, которое сейчас называется Домом культуры гуманитарных
факультетов университета.
Творческие пути неисповедимы. Студент физмата Лев Кассиль стал
писателем, а я, студент литературного отделения, стал инженером и лишь
через двадцать лет окончательно возвратился к писательскому труду. Этим я
хочу подчеркнуть, что так называемая "творческая профессия" не всегда
зависит от полученного образования, и очень часто бывает, что жизненный
путь молодого человека с творческими задатками лежит вдалеке от вузовской
параллели. Примеры такие общеизвестны даже из жизни классиков, не говоря
уже о целой плеяде советских писателей, художников, актёров и других
деятелей искусства.
Я не могу сказать, будто университет мне ничего не дал как писателю, но
смею утверждать, что работа в газете карикатуристом, сценические подмостки,
радиолюбительство, конструкторская деятельность в лаборатории, а затем на
заводе определили мою сегодняшнюю профессию."" ""
полностью текст можно прочитать по ссылке     <<<   здесь   >>>
|
  материалы редактировал и разместил RX1AG. Ссылка на сайт  (C)  RX1AG   Pages     http://rx1ag.narod.ru/    желательна
|
|
|