Это персональные страницы радиолюбителя
Иванов Валентин , С-Петербург, Россия
RX1AG ex UV1AG , UA1AHQ , UV1AG/UD
also RD6DHU , UD6DHU
Радиохулиганство в СССР и СНГ.
Многие знают о существовании такого хобби
как радиолюбительство и о людях, представляющих одно из его направлений
- коротковолновиков. Обычно дом, в котором живет радиолюбитель-коротковолновик
можно издали узнать по огромным антеннам не похожим на телевизионные. Кто
они такие и чем занимаются можно узнать из огромного количества источников,
например из журнала "Радио" и по материалам сайта www.qrz.ru,
а также услышать на любительских диапазонах. Я же хочу рассказать о другом
эфире, о нём редко упоминается в печати, а если где и пишут, то обычно с
негативным подтекстом. Речь пойдет о Свободных Операторах. Иначе
их называют радиохулиганы или радиопираты. Кто они? Когда
и как появились? Попробую рассказать. Нелегальные радиопередатчики действовали
в эфире давно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что с незапамятных времён
существует международный радиокод “UNLIS”, обозначающий незаконно действующий
передатчик. Причины появления UNLISов в эфире самые различные и это были
единичные случаи. Мой же рассказ о другом. Всё началось в конце 1950-х годов. Тогда
вдруг оказалось, что для повышения урожайности кукурузы на полях, необходимо
забрать у советских коротковолновиков один из их диапазонов. А именно диапазон
“160 метров”. Диапазон передали Министерству Сельского Хозяйства, а радиолюбителям
было предложено перерегистрироваться и уйти с диапазона. Многие так и сделали.
Но некоторые или не смогли (по разным причинам) или восприняли такое самоуправство,
чуть ли не как личное оскорбление. Эти ребята решили остаться на диапазоне.
Они сменили свои официальные позывные, больше похожие на номера (вроде РБ5АБ),
на “очеловеченные” позывные-имена. Например: “Серпантин”, “Резонанс”, “Удача”
и т.п. В эфире зазвучало У сельскохозяйственной связи возникла проблема:
помехи от радиопередатчиков бывших хозяев диапазона,
оказавшихся “вне закона”. В 1957 году при Министерстве связи была организована
специальная служба контроля эфира, это были небольшие отделы по 2-4 человека
при областных управлениях связи. Далее эта служба называлась Государственная
Инспекция Электросвязи (ГИЭ). Началась чистка диапазона. Для отлова "НДП"
- (Незаконно Действующих Передатчиков) были разработаны пеленгаторы, специально
предназначенные для этой цели. Для “радионарушителя” обычно всё кончалось
конфискацией радиоаппаратуры и денежным штрафом. Но были случаи и уголовного
преследования. Радиопиратам (из соображений безопасности)
пришлось перейти в диапазон Средних волн. Благо средние волны вплотную примыкают
к “сельскохозяйственным”, или технически грамотно - “промежуточным”. Теперь
Свободных Операторов можно было услышать и на обычный бытовой приёмник.
Начался следующий этап. Радиохулиганы разделились как бы на две
категории: “дальнобойщиков” - имеющих мощные передатчики, больше интересующихся
проведением дальних связей (тысячи км.), и “шарманщиков” - с радиусом действия
в пределах своего населённого пункта. Будем “дальнобойщиков” и “шарманщиков”
далее называть так, хотя в разных регионах бытовали и другие термины - определения.
Основным видом деятельности шарманщиков было "гонять музыку".
Деятельность эта, надо сказать, была востребована обществом! Не секрет,
что советское радиовещание не особо баловало слушателей разнообразием репертуара.
Магнитофоны, тем более - переносные, в дефиците. А здесь какой-нибудь "Комиссар"
или "Дымок" транслирует новинки западной эстрады, полузапрещённого
Высоцкого и т.п. Можно было взять простенький "транзистор" и отдыхать
на природе под современную музыку. Радиохулиганство подстегивалась, как ни
странно, самим государством. По-прежнему для оформления КВ позывного требовалось
собрать кучу бумаг, справок и характеристик с места работы, автобиографий,
обязательно вступить в ДОСААФ и т.п. Со дня подачи заявления проходило,
по меньшей мере, полгода, а то и больше. Сначала давалось разрешение только
на постройку или приобретение передатчика, и только пото-о-ом собственно
разрешение на работу. Эти условия только способствовали появлению новых
радиохулиганов. В России многие просто не пожелали менять
свой позывной - имя ("Понедельник", "Звезда", "Серпантин")
на позывной - номер (EZ какой-то). Не захотели отказываться от привычной
радиосвободы, снижать мощность своих киловаттных передатчиков до разрешенных
5-ти ватт / всего ../. Да и оформление разрешения осталось таким же нудным и долгим
делом. На Украине по хуторам, где каждый второй парубок имел как минимум
передающую приставку, а его дед пулемет на сеновале и ведро патронов в кадке
с салом, ездили передвижные радиоконтрольные пункты с радиостанциями диапазона
"160 метров" и через громкоговорители "демонстрировали"
радиосвязь. Народ начал потихоньку подтягиваться и спрашивать. В ответ:
"Тащи паспорт, прямо здесь тебе оформим разрешение и ты свободен".
Не многие клюнули на это! Ребята сказали: "Мы вольные казаки и переписи
не поддаемся". Хотя все было по - настоящему. Всесоюзное Радиохулиганское
Гуляй-Поле не пожелало отказываться от свободы! Стало ясно, что власти проиграли
"радиохулиганскую войну". Можно сказать, что к 80-ым годам окончательно
сформировался и занял своё место в эфире новый тип радиолюбителя - Радиохулиган. 1990-ые годы принесли с собой не только
развал СССР, но и дали радиохулиганству новые возможности. К примеру - возможность
покупать военные и импортные КВ радиостанции. Эти годы характерны тем, что
Свободные Операторы освоили не только новые диапазоны (некоторые участки
КВ), но и ранее ими почти не применяющиеся виды модуляции, такие как SSB.
А так же открытый в эти годы диапазон Си-Би (27 МГц). Вместо приставки к
бабушкиному приёмнику в ход пошли ставшие более доступными современные транзисторы
и микросхемы. Радиохулиган XXI-го века это уже не "шарманщик"
60-70-х годов. Он гораздо лучше "вооружён" технически. Хотя в
большинстве случаев качество и совершенство аппаратуры определяется теми
средствами, которые не жалко потратить ради хобби. На одной и той же частоте
могут встретиться люди с разными возможностями : кто-то работает на импортном
трансивере, купленном за пару тысяч долларов, кто-то на военной радиостанции,
у кого до сих пор изготовление примитивной приставки на одной лампе - предел
совершенства, а кто-то на самоделке не уступающей по своим характеристикам
ни импортной ни военной технике. Вместе с "новыми русскими" появились
и "новые радиохулиганы", основной вид "деятельности"
которых - материться в эфире и преднамеренно мешать радиосвязи. Особенно
этим страдает диапазон Си-Би. У радиохулиганов нет ни лидеров и иерархий.
Сколько существуют - все время преследуемы, но от этого они все равно не
исчезают! Есть в этом и некоторая романтика, а отсюда и притягательность.
Благодаря чему движение без объединяющего центра и четких правил все еще
пополняется и живет. В настоящее время каких-либо мер по выявлению
незаконных передатчиков, работающих на средних и коротких волнах почти не
ведется : на флоте эти частоты используются крайне редко, системы сельскохозяйственной
СВ/КВ связи не существует ровно столько же, сколько нет и самого СССР, а
радиоконтроль занят больше выявлением несанкционированных телефонных удлинителей,
работающих в УКВ. За рубежом тоже существует такое понятие
- радиопират, но у них, в отличие от наших радиохулиганов, основной упор
на вещание, а не радиообмен. Нужно отметить, что в странах Европы и США
радиопираты обладают более совершенной аппаратурой, в основном фирменными
любительскими и профессиональными трансиверами. Многие из них знакомы и
периодически общаются посредством электронной почты. Известны также совместные
мероприятия : например, операторы таких станций договариваются между собой
и на какой-нибудь заранее выбранной частоте поочередно включаются на передачу,
вещают как правило современную музыку, одна станция работает на передачу
два-три часа, после чего эту эстафету подхватывает другая и т.д. И целый
день на этой частоте можно слышать пиратские станции! Но надо сказать, что и у нас во все времена
нелегальное вещание тоже не было обойдено вниманием. Про “шарманщиков” я
уже писал, периодически появлялись и появляются пиратские радиовещательные
станции на УКВ диапазоне, делались попытки и TV-вещания. Радиус действия
таких передатчиков ограничен (в силу особенностей распространения УКВ) одним
населённым пунктом. Но иногда можно услышать и "дальнобойные"
пиратские вещалки КВ-диапазона. АЛЕКС. (Александр Маркин) 1 SEP 2007.  Статья опубликована на сайте   http://6p3s.ru/
Теперь другие времена, компьютерные: в обиходе термины «виртуальная реальность», «виртуальные миры». Хотя человечество давно эти миры создаёт один за другим - мир театра, литературы, спорта... Радиоэфир - тоже: вещательный, связной (служебный и официальный «любительский» на KB и УКВ), пиратско -«хулиганский»... Чётких границ между реальностями, впрочем, нет. Пресловутая «система Станиславского» в театральном деле размывает границу между обыденной и сценической жизнью. Так и в радиоэфире: перед микрофоном реальные люди говорят о реальных делах, но их не слышно, пока не настроишь приёмник!
Теперь редко услышишь на вещательных диапазонах в эфире «хулигана». Свои наблюдения за редкими станциями начинал с них, постепенно переключился на приём дальних вещательных: Пермь, Екатеринбург, Тирасполь... (это хобби называется DX-ing - произносится как «ди-экс-инге).
Совсем не так было 40 лет тому назад. В1966г сразу после школы я поступил в СГУ. Уж такая выпала мне школьная судьба, что из 10-и лет не менее восьми с половиной учился во 2-ую смену. А теперь пришлось учиться с утра, после полудня возвращаясь домой. В один из первых таких дней я почти сразу же включил третьеклассный пятиламповый «Рекорд-53» и прослушал 25-ти метровый KB поддиапазон, надеясь поймать дневные известия по «Би-Би-Си» или хотя бы «Голос Америки» на украинском языке, а затем переключился на СВ и начал крутить ручку к отметке «300 м» - там тогда работала «Торба», дающая сводки погоды и циркулярные распоряжения «для МВА и СХА», т.е. местных воздушных линий и сельхозавиации (на бипланах АН-2). Неожиданно услышал женский голос: «Иркут, Иркут, я - Ангара, всё поняла...». Через секунд 10-20 ответил «Иркут». (Позывные помню до сих пор!). По дальнейшему разговору понял, что это не проба служебной связи, а самодельщики. Поразился их смелости - выйти в эфир «по собственному желанию»!
На следующий день рассказал новым однокашникам, а меня подняли на смех, удивляясь «темноте»: оказывается, уже несколько лет на ДВ и СВ диапазонах вовсю работают «нелегалы», особенно в сельской местности и в райцентрах (коренных саратовцев было в группе не более половины). Просветили меня и по схемотехнике - ведь большинство имело радиолюбительский опыт (как-никак, поступили на отделение радиофизики и электроники физфака!).
До конца 1980-х телефон в квартирах даже у жителей больших городов - редкость! В Саратове середины 1950-х номера ещё четырехзначные; до февраля 1982г - пятизначные (в Энгельсе номера до позапрошлого года были пятизначные). Только в последние годы сотовые телефоны стали доступными большинству. Короче, слушая московские радиопостановки, где персонажи звонили друг другу, сидя дома, провинциалы раздражались...
В местном эфире устойчиво слушали единственную 1-ю программу Всесоюзного радио. В Саратове её передавала с Большой Кумысной поляны станция «РВ-З», до февраля 1968г на частоте 340 кГц (волна 882,4 м). В том же диапазоне ДВ (тогда он кончался частотой 415 кГц) 1-ю программу хорошо (если не было ближних помех) слушали на 236 кГц (Самара, бывшей Куйбышев), похуже на 263 кГц (подмосковный передатчик - теперь он передаёт «Радио России» на 261 кГц), ещё хуже на 254 кГц (Казань), где были также передачи на татарском языке.
Иногда в середине дня появлялась ещё одна подмосковная станция (где-то между 173 и 254 кГц), на которой медленно диктовали - для редакций районных газет - короткие тексты сообщений ТАСС: через секундные паузы проговаривались слова, а числа и аббревиатуры расшифровались побуквенно или цифрами: «Ольга», «Олег», «Николай» обозначало «ООН» и т.п. Имена и фамилии, особенно иностранные или редкие, тоже передавали побуквенно.
В самом начале диапазона ДВ (около 400 кГц) работал весь день с рассвета до полуночи «авиационный маяк», кодом Морзе (с AM тоном 1000 Гц) давал «ГН». Эта станция стояла во дворе жилого дома в центре города на ул.Советской (в соседнем дворе с художественным училищем), напротив начала Мирного переулка; вблизи проходит бульварная улица Рахова (бывшая Камышинская); по направлению «север-юг» вдоль неё заходили на посадку со стороны Волги самолёты - от «Ли-2» в 1950-е до «ЯК-40» и «Ан-24» в 1970-е.
Диапазон СВ днём был пуст, пока в начале 1960-х здесь на 1000 кГц не появилась «Торба», работавшая на всю область - с ранней весны до поздней осени. Её слушали, когда хотели быстро узнать текущую погоду в Саратове (на двух метеопостах - в аэропорту и на испытательном аэродроме авиазавода, т.е. в противоположных концах города вдоль Волги). При стабильной погоде сводку меняли через 6 часов, но бывали и «штормовые предупреждения». Давали температуру, давление в миллибарах (позже их переименуют в гектопаскали), влажность (абсолютную, тоже в миллибарах - мне пришлось научиться пересчитывать в проценты относительной влажности), направление ветра... Иногда после погоды шло «циркулярное сообщение», обычно после очередной проверки или «лётного происшествия».
Запомнился случай в разгар сухой жары: вечером на закате «летуны» отправились в соседнее село за водкой - на бреющем полете, чтобы не засекли военные локаторы. Как обычно, «по-чкаловски», поднырнули под ЛЭП, но от жары провода провисли ниже обычного уровня, а киль (вертикальная плоскость на хвосте) у «АН-2» большой, вот и зацепились, грохнулись, остались живы и даже самолет не разбили. Об этом «Торба» талдычила месяца полтора или два! Ежедневно, по одному - два раза в час потешалась вся Саратовская область, а также районы соседних областей России и Казахстана.
Только вечером, после наступления темноты, диапазон СВ оживал - первой появлялась на 557 кГц (из Волгограда) 1-я программа Всесоюзного радио. Часто на 667 кГц - Литовское радио, на других частотах станции востока Украины (Донбасс), Казахстана, Азербайджана. После полуночи - иногда Радио Ватикана (но не по-русски) и Би-Би-Си на английском языке: это только в начале диапазона (1200-1600 кГц, т.е. от 187 до 250 м). Зимой появлялись подмосковные станции со 2-ой и 3-й программами - на них обычно давали повторы передач, уже прошедших днём по 1-ой программе, но иногда и наоборот - премьера радиоспектакля могла быть на 2-й программе! Уверенного приёма 2-ой и 3-ей программ, однако, не было - сигналы слабые, а помехи казались чрезмерно раздражающими (тогдашний уровень помех, да в наше бы время - мечта несбыточная!).
Основными музыкальными жанрами на 1-ой программе были: академическая классика - оперы, симфонии; камерная филармоническая музыка - романсы, инструментальные сочинения; фольклор (хор имени Пятницкого и другие национальные ансамбли); «гимнические» официозы («Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой...», «Партия — наш рулевой...», «Советская наша держава....»), в которых особо продуктивным был композитор Серафим Туликов. У него были и редкие «неполитические» песни, особо не запомнившиеся в общей массе тогдашней «попсы». Музыкальные паузы заполнялись клипами - инструментальной музыкой, ариями, реже песнями.
Деление на «поп» и «рок» ещё только обозначилось на Западе, в начале 1960-х годов журнал «Юный техник» опубликовал статью о сущности поп-арта (только изобразительного, а о музыке в ней было сказано вскользь, чуть-чуть). У нас же «эстраду», в смысле «лёгкие жанры», держали на радио «в загоне», дозировали помаленьку: были специальные передачи по 10-20 минут (но и после полудня). Исключение - сборные концерты по 2-3 часа, напрямую транслировавшиеся из праздничного зала, либо их записи (повторение «по просьбам трудящихся»). Новые песни звучали с киноэкрана, а в эфир они попадали с задержкой в полгода и более, пока фильм не обойдёт большую часть СССР. Но сперва эти песни из кинофильмов появлялись на граммофонных пластинках - до конца1960-х часто «обыкновенных», то есть на скорости 78 оборотов в минуту, ещё не долгоиграющих. Магнитофоны были редкостью, а лента для них - в жутком дефиците. Конкуренция была задавлена! Как нам объясняли в начале перестройки, в СССР по доходности на 1-м месте стояла водка; на 2-м - кинопрокат; на 3-м - грампластинки (далеко впереди продаж автомобилей!).
Но вот 2-ю Всесоюзную программу преобразовали в «Маяк» (с 1-го августа 1964г). Первые 2-3 года это было море эстрадной музыки, в основном архивной, но станция быстро переориентировалась на тематические репортажи и прочие разговорные жанры - лишь бы поменьше новинок эстрады. Года два на 1-ой Всесоюзной программе по утрам дважды повторялась 25-минутная развлекательная программа под названием «Опять - двадцать пять!» - из материалов воскресной передачи «С добрым утром!», но её дважды закрывали (в последний раз - накануне XXV съезда КПСС).
В 1940-50-х годах существовала подпольно-кустарная индустрия пластинок «на костях», то есть на использованной толстой рентгеновской (крупноформатной - 24 на 30 см и более) фотоплёнке (со скоростью 78 об/мин). Но уже к началу 1960-х она не выдержала конкуренции по качеству звука и по продолжительности записи с магнитофоном и оставалась лишь в сфере бытового обслуживания курортных зон - на скорости 33 об/мин запись на лаке быстро изнашивалась и шумела. Из года в год магнитофоны становились всё доступнее, а к началу 1960-х уже сложилось первое поколение «бардов с гитарами» (Окуджава, Визбор, Галич. Позднее - ранний Высоцкий): песни романтические («..а я еду за туманом и за запахом тайги...») уже вовсю звучали на радиостанции «Юность», а точнее, на её предшественнице - ежедневной передаче молодёжной редакции на 1-ой программе (по будням около получаса эфира).
Там в первые годы собралась группа авторов-исполнителей с гитарой (Ада Якушева, Юрий Визбор, Максим Кусургашев и др.) - они «оживляли» комсомольскую тематику собственными песнями и песнями собратьев по формирующемуся движению. Там же исключительно звучали первые записи Елены Камбуровой. А из Высоцкого передавали «по заявкам» единственную песню «Если друг оказался вдруг...».
После полуночи по московскому времени (в Саратове тогда - после часа ночи) проводная сеть отключалась, а в эфире на первой программе чередовались через день две музыкальные передачи: «После полуночи» (спокойная инструментальная музыка «нон-стоп») и молодёжная «Для тех, кто не спит» (продукт того же коллектива, что делал «Юность»). Здесь впервые появилась в эфире Жанна Бичевская, в больших объёмах (по 3-4 песни) звучал Булат Окуджава...
Западные новинки (джаз, блюз, ранний рок) попадали в Союз на пластинках. Иногда удавалось записать с эфира, если при хорошем прохождении не глушили ближние передатчики («Голос Америки» - в Турции, Би-Би-Си – на Кипре).
«Радиохулиганская» радиосеть быстро заполнила музыкальную нишу официального эфира: в ход пускали любую новинку - от фонограммы кинофильма до неподцензурных Галича и Высоцкого.
Начинали с одноламповой приставки (обычно на «тройке», то есть на лампе 6ПЗС, реже на других приёмно-усилительных) - её прицепляли к любому аппарату с однотактным УНЧ (усилителем низкой, те есть звуковой, частоты): к радиограммофону, магнитофону, приёмнику, иногда даже к телевизору. Схема приставки - простейший автогенератор с единственным колебательным контуром. Питание - за счёт резерва мощности в аппарате.
Прародителями таких одноламповых приставок были опубликованные в конце 1940-х схемы для начинающих официальных любителей-связников в диапазоне УКВ 38-40 МГц (7,5 м) - его отняли у любителей в конце 1950-х, заменив на диапазон 28-29,7 МГц (10 м). Тогда на УКВ работали с AM (амплитудной модуляцией), как и на вещательных диапазонах ДВ, СВ и КВ. Есть другое мнение: источником для подражания могли быть сельские рации «Урожай» -упрощённые версии армейских носимых станций.
Приставку делали обычно из консервной банки - жесть легко резалась (нужно сделать круглое окно для ламповой панельки) и хорошо паялась!
Следующим по сложности шагом был двухтактный («тяни-толкай») передатчик на двух 6ПЗС с отдельным возбудителем (на той же 6ПЗС) и своим источником питания - колебательная мощность примерно в 3-4 раза больше.
Другой вариант - однотактная схема на «полтиннике», то есть на лампе ГУ-50. Но ей нужно повышенное анодное питание от 500 до 900 В - приходилось наматывать самодельный трансформатор, ведь приспособить от старой бытовой аппаратуры было нечего! Эта лампа использовалась во всех тогдашних радиоузлах - трансляционных усилителях ТУ-25, ТУ-50, ТУ-100 (цифры означают число ватт на выходе).
Особо продвинутые доходили до двухтактного передатчика на ГУ-50.
Иногда применяли лампу Г-807, лежавшую во всех магазинах, торговавших радиодеталями. Она применялась на выходе строчной развёртки в телевизоре КВН-49: его выпуск прекратился во второй половине 1950-х, а торговля обязана была иметь в продаже лампы на весь срок службы - официально не менее 8 лет. Но для питания Г-807 нужно не менее 1500 В, сложностей - неисчислимо.
Одноканальных телевизоров КВН-49 (экран с диагональю 18 см - перед ним ставили линзу) было очень мало, фактически первым основным типом телевизоров в Саратове стали «Рекорды» с экраном 35 см (сперва с 5-какальным ПТП, затем с 12-ти канальным ГТГК, те есть с переключателями телепрограмм/ телеканалов).
Отдельно об антеннах. Старались протянуть провод - подлиннее и повыше, но чтобы не очень заметно: маскировали под крышами сараев и домов, если кровля не железная. Работали в радиосеть - провод стальной, но покрыт медью, потери - на скрутках, но он протянут вдоль улицы; запеленговать рамочной антенной практически невозможно. По слухам, кто-то успешно работал в уличную электросеть (до сих пор не представляю, как: необходимо не только хорошее заземление, но и толстые экраны, дефицитные проходные ВЧ конденсаторы, а главное - высокий уровень знаний).
Угасанию «вольного эфира» в немалой степени способствовало вымирание ламповой техники (конец 1970-х -начало 1980-х) и замена её на транзисторную, а к низковольтному бестрансформаторному УНЧ передатчик напрямую не прицепишь. Ламповая бытовая техника вымирала - в ней высыхали высоковольтные электролитические конденсаторы, производимые из года в год всё меньше (и по количеству и по ассортименту).
Итак, состряпав на консервной банке приставку с одной лампой (6ПЗС) и забросив на дерево около дома кусок провода (10-15 метров), а ко входу «звукосниматель» подключив микрофон (угольный капсюль из телефонной трубки, питаемый одним гальваническим элементом типа «373» за 17 копеек), ты говоришь, а тебя слышат в радиусе 3-5 км! Если потом сделаешь кое-что получше (см. выше), то услышат и на другом конце города. Трепались в эфире обо всём, не экономя «матерков»: о пьянке, о мордобое, о дефицитных товарах. Но главным шиком было прокрутить свежую фонограмму, недавно завезённую в город - это было доступно владельцам магнитофонов. С середины 60-х ежедневно в «вольном эфире» можно было послушать бардов (все они нынче - классики!), новинки попсы (ВИА - вокально-инструментальные ансамбли), а также песни «Битлз» и прочее «из-за бугра».
Работали до 5-6 часов вечера, то есть до начала телепередач (днём тогда был перерыв), так как от простых схем шли помехи (гармоники и другие внеполосные частоты), а соседи могли опознать «хулигана» по голосу (практически всегда в примитивных схемах была паразитная ЧМ, принимаемая телевизором)
Конспирация - не роскошь, а необходимость. В первый раз, кроме штрафа 50 рублей (месячный оклад уборщицы, ночного сторожа), увозили из квартиры всю радиоаппаратуру, кроме трансляционного динамика, даже телевизор! Во второй раз штраф больше в 3-4 раза. В третий раз отдавали под суд - обычно 206-я статья уголовного кодекса («Злостное хулиганство»).
Позывные могли совпасть у маломощных новичков в разных частях города - человек пять-шесть в начале 1960-х называли себя «Князь».
Но две мощнейшие станции чётко, громко, разборчиво, то есть с максимальными оценками сигнала (по шкале РСМ=595, или по шкале СИНПО=б5555), прослушивались во всех концах Саратова и Энгельса: «Омега» (на Соколовой горе, около аэропорта) и «Киловатт» (недалеко от Речного вокзала). «Киловатта» судили дважды: в первый раз дали срок «условно»; во второй раз он сел по-настоящему...
Воскресенье 13 сентября 1976г - последний «день активности». Эфир кишит. Только с полудня до захода солнца я за пару часов, эпизодически отрываясь от работы в саду, записал на небольшом листе бумаги, разграфлённом по буквам алфавита, более сотни позывных, и бросил это дело.
С понедельника, 14 сентября, началось прочёсывание города. До Саратова дошла очередь: прислали разъездную бригаду пеленгаторов с новейшей (тогда) техникой. Помехи от «хулиганов» портили связь авиаторам, скорой помощи, милиции, газовикам, телефонной сети «Алтай» и прочим в больших и малых городах. Удар оказался крепким: более 3-4 лет уцелевшие (а «засекли» не более 1/20 ежедневно активных) испугались и молчали.
Тем временем возникла «новая волна» - в проводной сети после полуночи. Как только отключали радиоузлы, из репродукторов слышались слабые голоса «операторов» и музыка. Это с выхода магнитофона (как правило, уже транзисторного) протянули в розетку пару проводов. Особо продвинутые закорачивали квартирные балластные резисторы (два по 240 Ом) в распределительной коробке на лестничной клетке. Были случаи, когда с гражданами случался ночной испуг - они просыпались от шёпота из оставленного включённым динамика, думая, что к ним забрались воры!
Однако «новая волна» была хорошо забытым старым. Ещё до середины 1950-х годов в перерыв (для технического обслуживания радиоузлов, обычно между полуднем и концом рабочего дня) случались такие «самовольные врезки» в радиосеть. Немедленно кто-нибудь «стучал», а по сети начинали передавать грозное предупреждение - боялись самой возможности нецензурных передач. Хотя кроме невинной эстрады я ни разу ничего другого не слышал: ни иностранной музыки, ни самодеятельности (под гитару), ни «блатного шансона», ни похабщины.
«Вольным сыном эфира» становились обычно в возрасте от 12 до 15 лет, а бросали от 18 до 20. Основная масса - школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты 1-2 курсов, особенно живущие в общежитиях. Возвратившиеся из армии возобновляли работу на 1-2 года, потом возникали новые заботы и интересы; более двух лет продолжали выходить в эфир немногие. В течение суток активность делилась на несколько периодов:
Немногие из «хулиганов» переходили в «официальные» любители: техника там посерьёзнее, без лабораторных приборов её не настроишь. Главные сложности - получить разрешение: куча справок и характеристик, почти как на выезд за рубеж (разве что без беседы на заседании партийно-идеологической комиссии - с идиотскими вопросами по международной и внутренней политике партии и правительства!). Бумаги эти давали крайне неохотно (как бы чего не вышло!), волокитили людей по 2 - 3 года.
А ещё надо осваивать коды, радиожаргон, основы разговорного английского, азбуку Морзе (для связей на KB обязательно). Начинающим тогда разрешался телефон в диапазоне «10 метров» (и на «2 м», но этот диапазон в Саратове был практически пуст). Тем более, что в «официальном» эфире круг тематики ограничен: никакого «базара» и музыки! Закрывали станции за передачу простейших сообщений: «встречай поезд N.... вагон №.... Адреса и телефоны - под запретом, даже адрес городского радиоклуба для иногородних был секретом, горсправка справку не давала! Хотя в Саратове он тогда находился за углом от киоска горсправки на краю центральной площади (Театральной), да ещё в одном доме с городским похоронным бюро (на ул.Киселёва). Летом из раскрытых окон на 1-ом этаже была видна аппаратура и люди в наушниках, часто писк морзянки был слышен за 20 шагов по тротуару.
Впрочем, у «вольных сынов эфира» самоценэура была на высоте (матерщина не в счет!). Вершина эротики (ещё не секса) - запись песни под гитару «Поспели вишни в саду у дяди Вани» - со словами: «...а где же дядя Ваня? Он с тетей Груней в колхозной бане...». С политикой намного строже, её касались редко и вскользь. Например, иронически вспоминали Хрущева, его любимые поговорки: «Не поймите меня, товарищи, правильно!», «Чёрного кобеля не отмоешь до бела!». Самым политически резким был житель окраины с прибауткой: «Сижу - скучаю в колхозе «20 лет неурожая»». За это могли «припаять» 190-ю статью, как начинающему диссиденту «за распространения заведомо ложных измышлений».
Речь большинства оригинальностью не блистала - изобиловала штампами и жаргонами: «Ништяк», «Это самое», «Со страстной силой», «Что к чему и почём», «Всю дорогу» (калька с английского "allways"), и «в натуре» - типичный говорок подростков, кучкой стоявших у ворот или в подъезде большого дома - с бедным словарным запасом , с паузами : «Э-э-э...», «М-м-мэ-м...», «Да-а-а...».
Разговоры старых знакомых (по жизни, а не только по эфиру) живее и содержательнее - иногда с кличками и именами общих друзей, но никогда с адресами и фамилиями (конспирация в эфире - святое дело). Впервые связавшиеся друг с другом обычно темнили - избегали отвечать на вопрос, какой у них передатчик (чтобы не оценили расстояние) и какая антенна. Меняли позывные - а они отрекались от старых! (их упрекали - голос на старой аппаратуре без переделок звучал по-прежнему). Затаивались на несколько дней («радиомолчание»), общий вызов давали редко («Всем для всех, работает «Князь», прошу отвечать на моей волне...»). Пеленгаторам ведь только и надо, чтобы передача без пауз длилась подольше.
Опоздав к «нормальному» вступлению в «эфирное братство», я всё же попробовал комнатную антенну, благо дом деревянный, но дальнейшего продолжения не было, тем более, что с развешиванием антенны снаружи были сложности... А потом не стало свободного времени, его не хватало на более серьёзные и интересные дела...
В конце 1990-х иногда (по ночам) ещё прослушивались дальние связи «сынов» на СВ, ДВ с Украиной, Челябинском, Пермью, Баку, Оренбургом (до 1000 км). Через 30-40 лет сохранилась та же манера речи, но штампы обновились, материться стали чаще и больше... Набор позывных такой же, снова от А до Я. Последнее моё наблюдение: 4 апреля 2002г, перед рассветом, на СВ (волна около 200 м): «Букет (Уфа): «Всем дальним....». Ответа не было
|
page design by RX1AG (C) VALENTIN IVANOV Last update 16.02.2011
Welcome Russian Hamradio Server WWW.QRZ.RU